Книга подготовлена на основе курса лекций, читавшихся автором в Православном Свято-Тихоновском богословском институте, а затем в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете на протяжении более чем пятнадцати последних лет. Содержание предлагаемого вниманию читателей учебного курса охватывает все основные разделы догматического учения Православной Церкви. Книга протоиерея Олега Давыденкова продолжает традицию русской классической догматической мысли 19 — начала 20 столетий; в то же время в ней учтены и важнейшие результаты работы православных богословов 20 столетия. По сравнению с изданием 2006 года, данное издание существенно дополнено и переработано.
Эта книга — первое масштабное жизнеописание одного из самых замечательных пастырей Русской Церкви начала XX века. Киевский мыслитель, поэт, священник Анатолий Жураковский (1897-1937) — плоть от плоти российского Серебряного века, развивавший и внедрявший его идеалы как в личной жизни и творчестве, так и в церковно-общественной борьбе 1920-х годов. В этом смысле он важный свидетель времени светлых надежд и видений русской культуры. Организатор уникальной церковной общины, стойкий и последовательный противник обновленчества, о. Анатолий до конца испил уготованную тысячам российских новомучеников чашу страданий.
Переживание христианами праздников Церкви свободно и независимо от меняющегося исторического контекста, оно как в древние времена, так и сейчас дает импульс церковной жизни. Двунадесятые праздники остаются сердцевиной богослужебного круга и настоящим кладезем духовных смыслов. Хорошо начинать знакомство с наследием святых отцов именно через посредство их учения о церковных праздниках — ведь это настоящее живое богословие, обращенное к каждому из нас.
Книга «Благовещение Пресвятой Богородицы», написанная П. Ю. Малковым, призвана в ясной и доступной форме познакомить читателя с важнейшими богословскими и нравственными особенностями святоотеческого учения о евангельском событии Благовещения как миге спасительного Вочеловечения Сына Божия, а также явления духовной славы и смиренного величия Пречистой Девы.
В море «лагерной» литературы книга Волкова О.В. ясно выделяется своей тональностью. «Светлый лик Христовой Церкви», «светящие огоньки веры», «светлые люди», ставшие «светом и истиной в непроглядной ночи», «огни паникадил и лампад», «солнечный свет» — вместе и по отдельности все это наполняет книгу особым содержанием, свидетельствует о внутреннем свете, который преображает мысли и поступки человека, вселяет в него надежду на лучшее, является отблеском Высшего Света.
Требования к оформлению пояснительных записок к курсовой работе и выпускной квалификационной работе бакалавра по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов кафедры церковного шитья факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. В нем указаны основные правила оформления к написанию пояснительных записок к курсовым работам и выпускной квалификационной работе бакалавра по направлению 54.03.02 «Декоративно- прикладное искусство и народные промыслы» и требования к ним, соответствующие действующим стандартам РФ и программам кафедры.
В учебном пособии нормы литургического произношения рассматриваются в историческом, конфессиональном и учебно-методическом аспектах. Звучание церковнославянских текстов в XVI-XVII вв. охарактеризовано на основе реконструкции системы книжного произношения, предпринятой Б. А. Успенским, и с учетом высказанных его коллегами критических замечаний. Система богослужебного произношения старообрядцев-беспоповцев описана в ее современном состоянии. Практическая часть пособия содержит свод правил литургического произношения и другие учебные материалы, которые могут быть применены к текстам, зафиксированным источниками XVI-XVII вв., и к более поздним текстам, продолжающим ту же литературно-текстологическую традицию.
Издание предназначено учащимся певческо-регентских и пастырских отделений учебных заведений Русской Православной Церкви, студентам высших учебных заведений, обучающимся по программе «Древнерусское певческое искусство», а также всем интересующимся проблематикой церковного чтения и пения.
Монография посвящена представлениям об универсальном единстве Церкви, сформировавшимся в латинской патристической традиции рубежа IV и V вв. Проблема рассматривается в контексте развития церковной организации в позднеантичный период, а также в связи с современными экклезиологическими концепциями. Центральное внимание уделяется наследию римских пап от Дамаса I до Бонифация I, свт. Амвросия Медиоланского и блж. Августина. По мнению автора, универсальное единство Церкви всегда должно основываться на церковной преемственности. Связь преемства и согласия в жизни Церкви достигается через иерархизацию церковного общения. Автор соотносит идею универсального единства Церкви с представлениями об особом статусе и авторитете Римской кафедры и других апостольских престолов.
Монография может быть интересна как специалистам в области патрологии, истории Древней Церкви и Поздней Античности, так и широкому кругу читателей.
4-е издание учебного пособия Александра Дворкина «Сектоведение» представляет читателю максимально полную картину развития и деятельности тоталитарных сект в России в течение первого постсоветского тридцатилетия. Если третье издание (2002 г.) описывало секты 90-х гг. прошлого века и начала нового тысячелетия, то новое — переработанное и дополненное — охватывает период до 2023 г. Читатель сможет не только узнать о зарождении и деятельности различных сект в нашей стране и проследить их эволюцию, но и получить все необходимые сведения о ныне действующих сектах и сектантских движениях. Для написания пособия автор пользовался широким кругом источников на разных языках, а также многолетним личным опытом противостояния различным сектам и помощи их жертвам.
В издание вошли архивные материалы, относящиеся к деятельности С. Л. Франка в «Русской Мысли»: его, А. С. Изгоева и П. Б. Струве отзывы на поступавшие в редакцию материалы, переписка с Ал. Н. Чеботаревской, а также более поздний (1946) цикл лекций Франка «Живая Европа», прочитанный на радио BBC и посвященный взаимоотношениям западноевропейской и русской культур и месту Германии в этих отношениях.
Новое издание уже завоевавшей популярность книги известного церковного ученого, общественного деятеля и писателя Александра Дворкина о месте, занимающем исключительное положение на карте Православия, Афоне. Это настоящее монашеское государство со своим укладом и традициями. Множество паломников ходят его тропами, поклоняются его святыням. Конечно, паломнические пути и встречи не обходятся без долгих бесед и рассказов. О жизни в Церкви, о человеческих судьбах, о непростых путях людей к Богу и о радости встречи с Ним — обо все этом и получилась книга «Афонские рассказы».
Учебное пособие посвящено истории развития богослужебного облачения и сопутствующих ему литургических предметов, относящихся к декоративно-приклад-ному искусству. На богатом иллюстративном материале с изображением облачений, сохранившихся в произведениях монументального искусства, иконах и скульптуре, прослеживается изменение форм предметов облачения и особенностей декорирования их деталей. Также представлены сохранившиеся памятники церковного облачения и иконография лицевого шитья.
Издание предназначено студентам православных учебных заведений, художникам-иконописцам и всем интересующимся историей костюма.
Творение донатистского богослова IV в. Тихония, не сохранившееся как цельный текст, но недавно восстановленное по многочисленным цитатам позднейших авторов, представляет большой интерес оригинальностью экклезиологических и эсхатологических идей, а также значительным влиянием на последующую латинскую традицию толкования Апокалипсиса.
На русский язык труд переведен впервые и снабжен вступительной статьей и комментариями.
В учебном пособии изложен материал лекционного курса «Средневековое искусство Западной Европы», который читается студентам Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Хронологические рамки материала: V-XV века; географический охват — страны Запад-ной Европы: Италия, Франция, Испания, Германия, Англия. В пособии охарактеризованы основные этапы развития средневекового искусства: архитектуры, скульптуры, живописи и декоративно-прикладного искусства. Особое внимание уделено стилистической эволюции художественного языка — от поздней Античности к готике и романике. Для более полного понимания художественных особенностей искусства каждого этапа книга богато иллюстрирована изображениями самых важных памятников.
Издание предназначено студентам высших учебных заведений, обучающимся по раз-ным художественным дисциплинам.