В этой книге собраны духовные размышления и назидания архимандрита Кирилла (Павлова), духовника Троице-Сергиевой Лавры.
Старцем, «всероссийским духовником» нарекла народная память отца Кирилла. Простота, искренность, духовное трезвение привлекали к нему нескончаемые потоки православных людей, ищущих спасения.
Батюшка оставил большое письменное наследие (проповеди, размышления, письма).
Этот драгоценный дар поражает читателя своей ясностью, многосторонним и глубоким знанием человека, пронизанным евангельским светом.
Учебник протоиерея Гавриила Делицына, послуживший основой нашей книги, впервые был напечатан в Петербурге в 1880 г. под названием «Благочестивая мать объясняет в кругу своего родного семейства основные предметы Закона Божия». Это было одно из лучших пособий для дошкольной подготовки. За предреволюционные годы книга выдержала более десяти переизданий и получила одобрение Святейшего Синода. На ее страницах просто и понятным детям языком рассказывается об основах православного вероучения, церковных таинствах, храме и богослужении.
Книгу можно рекомендовать не только для проведения домашних уроков, но и для воскресных школ.
Апостолы Петр и Павел больше других потрудились в проповеди христианства среди иудеев и язычников, поэтому Церковь называет их «первоверховными апостолами». Разница между ними колоссальна: апостол Петр с самого начала был верным учеником Христа, он первый уверовал в Мессию. Был свидетелем всех событий жизни Христа с момента Его выхода на проповедь. Апостол же Павел был Христовым врагом — гонителем христиан. Он не верил в Него как в Мессию, считал Его лжепророком. Однако чудным образом Господь призвал Савла (так звали Павла) на дороге в Дамаск. И Павел становится первоверховным апостолом, своими посланиями просветивший всю вселенную. Но есть у них и одна общая черта — горячее сердце, способное любить. Они оба так возлюбили Христа, что всю свою жизнь без остатка отдали на служение Господу.
Среди подвижников благочестия прошлого столетия образ архимандрита Павла (Груздева) отличается особым колоритом. Стоит только заглянуть в дневниковые записи великого старца, чтобы понять, что истинная святость не вписывается в узкие рамки каких-либо формул или определений, но являет миру нечто большее — порой непонятную, иногда трудно узнаваемую истинно-христианскую свободу в Духе. И, наверное, для многих из нас составит немало труда распознать в простых заметках батюшки величие христианского духа. В этой книге много семян добра и милосердия, любви и сострадания, которыми желает он засеять ниву сердца человеческого, дабы собрав щедрый урожай, возблагодарил человек Бога.
Данный молитвослов набран крупным шрифтом в помощь слабовидящим и для чтения при слабом освещении. Содержит повседневное молитвенное правило православного христианина: молитвы утренние и вечерние, каноны совмещенные и последование ко святому причащению. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.
При глубокой вере, христианская надежда должна выражаться молитвенным прошением к Господу. Желания сердца должны быть похожими на просьбу. Он Сам сказал: Просите, и дано будет вам (Мф. 7,7), просите, и получите (Ин. 16,24). Молитвенное прошение предполагает обдуманность желаний; им очищаются желания, противные видам христианской надежды, самодовольство, самохвальство, самопоклонение и другие свойства, не соответствующие нравственному чувству истинно верующих. С другой стороны, с истинной молитвой несовместимы безвременность и беспредельность прошений. Скромность и умеренность желаний, ограничиваемых смиренным сознанием своего духовного несовершенства, придают осмысленность и разумность прошению христианина.
Такое прошение не может остаться без исполнения/ибо сказано: и все, него ни попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21, 22), и не навяечет упрека, какой произнесен устами апостола людям, требующим у Господа успеха злым надеждам: Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (Иак. 4, 3).
Протоиерей Валентин Амфитеатров
Учебник протоиерея Гавриила Делицына, послуживший основой нашей книги, впервые был напечатан в Петербурге в 1880 г. под названием «Благочестивая мать объясняет в кругу своего родного семейства основные предметы Закона Божия». Это было одно из лучших пособий для дошкольной подготовки. За предреволюционные годы книга выдержала более десяти переизданий и получила одобрение Святейшего Синода. На ее страницах просто и понятным детям языком рассказывается об основах православного вероучения, церковных таинствах, храме и богослужении. Книгу можно рекомендовать не только для проведения домашних уроков, но и для воскресных школ.
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.