Классик советской литературы, писатель большого таланта, Аркадий Петрович Гайдар известен миллионам читателей. Написанные для детей, его произведения давно переросли эту аудиторию. По словам автора, ему «захотелось рассказать новым мальчишкам и девчонкам, какая она была жизнь, как оно все начиналось да как продолжалось». Повести и рассказы, включенные в сборник, объединяет твердая авторская позиция в таких важных, не зависящих от возраста вещах, как верность идеалам чести, героизма и товарищества, чувство долга и справедливости, чуткость и сострадание.
Виктор Петрович Астафьев — выдающийся русский писатель XX века. Необыкновенной откровенностью, твердостью принципов и убеждений, воплощенных на страницах произведений, он завоевал любовь миллионов читателей.
Повествование в рассказах «Царь-рыба» — это удивительные, глубоко философичные размышления о неразрывности существования с природой, ответственности людей за ее бессмысленное уничтожение, природных и социальных законах, не дающих ему права переступить ту «черту, за которой кончается человек, и из дальних, наполненных пещерной жутью времен выставляет и глядит, не моргая, низколобое, клыкастое мурло первобытного дикаря».
«Преступление и наказание» — величайший роман в истории русской и мировой литературы — представляет собой не просто «психологический отчет одного преступления», как первоначально задумывал его Федор Михайлович Достоевский. Это глубокое исследование тайн человеческой природы, произведение, в котором автор ставит вечные вопросы: о преступлении и наказании, душевной жестокости и сострадании, смерти и воскрешении души.
В книгу включены произведения писателей-фронтовиков, вошедшие в золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне. Это проза мужественных и честных людей, каждый из которых «видел войну из своего окопа». Пройдя полями сражений, Борис Васильев, Василь Быков, Виктор Астафьев писали от имени целого поколения, не приукрашивая и не героизируя трагические события тех дней. Здесь нет лозунгов и высоких слов, только правда, горькая и печальная, — о войне, жизни и смерти...
В настоящем издании представлены произведения писателя-фантаста А.Р. Беляева, объединенные темой абсурдности человеческих поступков, ставящих землю на грань катастрофы. В романе «Властелин мира» талантливый ученый Штирнер изобрел аппарат для передачи мысли на расстояние, но, развращенный внезапно открывшимися возможностями гипноза и зомбирования людей, вообразил себя властелином мира. Таким же всемогущим ощутил себя герой романа «Продавец воздуха» гениальный авантюрист Бэйли, решивший ни много ни мало монополизировать воздух на планете. К счастью, планам этих безумцев не удалось осуществиться…
«Темные аллеи» И.А. Бунин считал лучшим своим произведением. Настоящий знаток человеческого сердца, автор создал целую галерею «портретов любви» — роковой, трагической, жестокой, страстной, всепобеждающей… Рассказанные с полной искренностью и откровенностью, эти истории одновременно оставляют чувство радости и грусти, восторга и сожаления, трогают самые сокровенные уголки души — ведь «у каждого из нас найдется какое-нибудь особенно дорогое любовное воспоминание или какой-нибудь особенно тяжкий любовный грех».
Роман Брэма Стокера «Дракула» — классика жанра, культовая книга для всех ценителей литературы ужасов и мистики, произведение, неоднократно экранизированное и переизданное на разных языках мира. Граф Дракула стал воплощением всего самого таинственного и ужасного, на что способна человеческая фантазия. Атмосфера загадочности, неизвестности, опасности, созданная автором, заставляет с замиранием сердца перелистывать страницы книги. Читая отрывки из дневников и писем главных героев, вы шаг за шагом приближаетесь к разгадке зловещей тайны…
Франц Кафка — «некоронованный король немецкой прозы» (Г. Гессе), загадочный и абсурдный, знаменитый, переведенный на многие языки мира, но так до конца не понятый. Мир его произведений — особый, завораживающий своей призрачностью, некоторым сюрреализмом, изощренным переплетением самых невероятных событий, реальности и вымысла. В своем неоконченном романе «Замок» Кафка выступает как гениальный провидец и гениальный разоблачитель той истины, которая скрыта за привычным порядком вещей. Этот роман, опубликованный уже после смерти писателя, стал культовой книгой для многих поколений.
Ф.М. Достоевский принадлежит к тем писателям, которым удалось проникнуть в бездонные глубины человеческой души, с тончайшим психологизмом исследовать природу чувств своих героев, постигнуть тайные мотивы их поступков. И злобный отставной чиновник из «Записок из подполья», и охваченный непреодолимой страстью герой романа «Игрок», и безымянный рассказчик из новеллы «Кроткая» — это сам автор. «Все герои Достоевского — он сам; его собственный путь, различные стороны его существа, его муки, его вопрошания, его страдальческий опыт» (Н. Бердяев).
В издание включены произведения блистательных британских писателей — О. Уайльда и Р.Л. Стивенсона, ставшие классикой мировой литературы. Герой романа «Портрет Дориана Грея» — прекрасный юноша, ставший жертвой всепоглощающего желания вечной молодости; Генри Джекил из повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» — опасный экспериментатор, выпускающий на волю из глубин подсознания свое темное «я»: эти истории приводят в ужас, держат в напряжении и не отпускают до последней страницы.
Романы «Мы» Е. Замятина и «1984» Дж. Оруэлла — одни из самых читаемых антиутопий ХХ века. Оба романа показывают мир будущего, которое ожидает человечество. Каким оно видится авторам? Это строгая регламентированная жизнь в едином государстве без границ с последующим отмиранием самого понятия «государство». Управляет в нем политическая система, основанная на тотальном контроле и планомерном «промывании мозгов» («Благодетель» у Замятина и «Старший Брат» у Оруэлла). Целью этой системы является создание нового человека без прошлого, не отягощенного опытом предыдущих поколений, лишенного не только индивидуальности, свободы, права на собственное мнение и частную жизнь, но даже имени: люди-"нумера" — идеальные шестеренки государственной машины. И стерилизованный мир Замятина не менее страшен, чем грязный, из плоти и крови мир Оруэлла.
Два романа, включенные в книгу, написаны в разное время в разных странах: «Процесс» (1915) австрийского писателя Ф. Кафки показывает общество настоящего, антиутопия «1984» англичанина Дж. Оруэлла, созданная в 1949 г., изображает общество будущего, которое непостижимым образом логически вытекает из «Процесса». Кафка, создав мир на грани кошмарного сна и абсурда, предвосхищал такое общество, в котором государство полностью уничтожает личность и превращает людей в безликую массу — то, о чем предостерегает Оруэлл в романе «1984».
«Фауст» занимает особое место в мировой культуре, а имя Иоганна Вольфганга Гёте принадлежит к великим именам, которыми гордится человечество. Всю житейскую мудрость и исторический опыт своего времени вложил автор в это произведение. Поиски смысла бытия, вечное стремление человека постигнуть тайны мироздания, коллизия созерцательного и действенного отношения к жизни расширяются здесь до «рокового» вопроса о возможностях и пределах человеческого разума и духа.
В этом издании великая трагедия представлена в переводе Н. А. Холодковского, признанного самым точным и близким к оригиналу.