Учебно-методическое пособие содержит описание классических теорий и подходов и современные представления о формировании речи ребенка от первых звуков до сложных фраз. В пособии представлены разделы о пренатальном периоде развития; о значимости материнско-детских отношений и роли матери для овладения ребенком речью и основами родного языка; о последовательном усложнении речевых способностей с возрастом ребенка; об особенностях формирования речи у близнецов и билингвов; об отставаниях и нарушениях речевого развития и причинах, их вызывающих. Каждый раздел содержит вопросы для проверки знаний, рекомендуемую литературу, а также рекомендации, которые могут быть полезны специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста, и родителям.
Пособие предназначено для студентов и аспирантов естественно-научного и гуманитарного блоков, а также рассчитано на очень широкий круг читателей: от молодых родителей до специалистов психологов, педагогов, логопедов и др.
В книге изложены новые данные по проблеме динамического взаимодействия полушарий мозга человека, основанные на результатах 25-летнего исследования больных с поражением, угнетением или снижением активности одного (правого или левого) полушария.
В книге проанализированы и подробно описаны проявления различных типов межполушарного взаимодействия:
в речемыслительной деятельности человека;
при восприятии глубины пространства;
в зависимости от пола и возраста;
при психических патологиях (депрессии, маниакальных состояниях, детском аутизме и т. п.);
при применении психотропных препаратов;
в изобразительной деятельности.
Книга будет полезна и интересна психологам, нейропсихологам, врачам, психиатрам, студентам.
В пособии дано подробное описание проблем психического развития, возникающих на разных этапах жизненного пути человека (от рождения до пожилого возраста). Задача данного пособия — обучить специалистов, работающих в сфере «человек-человек», или людей, берущих на себя роль воспитателей (например, родителей), видеть психологическую сущность проблемы, уметь предупредить ее возникновение, а столкнувшись с ней — проанализировать и разрешить.
Пособие предназначено для студентов педагогических и психологических факультетов, психологов, педагогов и других специалистов, интересующихся данной проблематикой.
Практическое руководство содержит работы сотрудников научно-исследовательской лаборатории «Психологическая культура и безопасность в образовании» Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена, специалистов в области психологической безопасности в образовании. На основании экспериментальных исследований и опыта работы в кризисных ситуациях в книге раскрывается понятие психологической безопасности применительно к системе образования, предлагаются основы концепции безопасности образовательного учреждения, обосновываются структурная и технологическая модели психологической безопасности в школе, определяются механизмы и технологии ее создания, формулируются методические рекомендации по преодолению кризисных ситуаций в образовательной среде, представлены материалы для учителей и психологов по сопровождению психологической безопасности.
Книга адресована психологам, педагогам, социальным работникам, организаторам системы образования, специалистам ППМС-центров, а также студентам и магистрантам соответствующих специальностей и всем, кто интересуется проблемами психологии образования и психологическим сопровождением.
В книге излагается история развития проблемы социализации ребенка в западной и отечественной философии, социальной психологии и педагогике ХХ века, обоснована современная педагогическая концепция процесса социализации, раскрыты психолого-педагогические основы становления социального опыта ребенка, описаны возможности организации воспитания как социализирующего процесса на примере начальной школы.
"Воспитание, с одной стороны, бесспорно, должно адаптировать подрастающих детей к наличному социуму, иначе мы, взрослые, рискуем серьезно затруднить их жизнь, но, воспитывая излишне адаптированного человека, мы получим инфантильное существо, не способное противостоять жизненным изменениям. Где выход? Нужна такая система воспитания, чтобы, социализируясь, личность имела в качестве цели саму себя, свое саморазвитие, свое жизненное самоопределение. " (Н. Ф. Голованова)
В учебном пособии с системных позиций дается освещение вопросов, связанных с раскрытием психологических механизмов эффективного функционирования и развития хозяйствующих организаций. Также выявляются особенности поведения человека в условиях организации и демонстрируются инновационные подходы к психологическому обеспечению управления. В основу учебного материала положены выводы ряда современных исследований, проведенных в психологической, педагогической, управленческой и экономической науках, и созданные на их основе рекомендации.
Учебное пособие предназначено для студентов, преподавателей, руководителей, а также для всех тех, кто интересуется проблемами менеджмента.
В руководстве известных немецких специалистов впервые подробно излагаются методические подходы и специфика различных модификаций психоаналитической терапии, рассматриваются особенности терапевтической тактики на различных этапах лечения, а также приводятся примеры клинических случаев и рассматриваются вопросы эффективности психотерапевтического процесса. Книга представляет особый интерес для специалистов в области психотерапии и клинической психологии.
Эта книга — итог профессионального полувекового опыта автора. Фактически, она является «психологической педиатрией», то есть той частью медицинской психологии, которая посвящена важным и нередко опасным для здоровья детей и подростков психологическим проблемам, которые возникают как в детско-подростковой клинике, так и на амбулаторном приеме. Здесь описываются особенности психических нарушений, появляющихся в случаях осложнений инфекционных и соматических заболеваний. Представлены описания психопатологической симптоматики, нередко возникающей на неполноценной психической почве (у умственно отсталых детей). Подробно изложена клиника трудных для диагностики так называемых соматизированных расстройств, телесных нарушений при нервных и психических заболеваниях (например, соматические эквиваленты депрессии, сексуальность при неврозах). Большое место уделено диагностике нервных и психических расстройств, встречающихся в практике как педиатра, так и психолога. Детально изложены причины и условия возникновения психосоматических расстройств (болезней адаптации к современной жизни), являющихся относительно новой и достаточно распространенной категорией болезней цивилизации. Важная и еще недостаточно изученная проблема психологии больного ребенка, от понимания которой нередко зависит успех терапии, представлена в книге с необходимыми подробностями. Особое место отведено редко обсуждаемой проблеме «смерти в мире детства». Описано формирующееся у детей с возрастом понятие смерти. Даны представления о психологии детей, потерявших родителей, а также о переживаниях тяжело больных и умирающих детей и подростков. Приводятся материалы, касающиеся причин и мотивов самоубийств детей и подростков. Для заинтересовавшихся представленными темами клинической психологии приводится список научных работ автора.
Книга предназначена для педиатров, клинических, специальных и детских психологов, детских неврологов и психиатров. Она будет полезна педагогам и воспитателям, а также всем заботящимся о психическом и соматическом здоровье детей.
В пособии раскрываются общие основы педагогики, основы теории воспитания, дидактики и социальной педагогики. Содержание общепедагогического знания органично включает материал истории педагогики и образования. Рассматриваются парадигмы педагогики, наиболее авторитетные концепции современной отечественной и западной педагогики, представлены технологии в области воспитания и обучения школьников.
Пособие адресовано не только студентам, изучающим курс педагогики в системе бакалавриата, но и магистрантам и аспирантам педагогических специальностей, а также педагогам-практикам, занимающимся профессиональным самообразованием.
Предлагаемая монография необычна по охвату рассматриваемых вопросов. К ним относятся: происхождение и эволюция искусства, развитие детского рисунка, гипотезы и стадии творческого процесса, роль структур мозга в создании образа, понятия, моделей отображения пространства, а также особенности личности творцов, душевные невзгоды, которыми страдали Мастера. Представлены уникальные случаи возрождения творческих способностей после тяжелых поражений мозга.
В монографии проведено обширное сопоставление с данными культурологии и образцами из истории изобразительного искусства.
Книга предназначена для всех, кто интересуется психологией, историей, биологией, медициной, происхождением искусства, культурологией.
В учебном пособии представлены основные разделы психологии девиантного поведения, охватывающие описание нормативного, гармоничного, идеального поведения, а также структуры, типов и клинических форм отклоняющегося поведения. Приведены критерии пяти отклоняющихся поведенческих типов (делинквентного, аддиктивного, патохарактерологического, психопатологического и на базе гиперспособностей) в форме агрессивного, аутоагрессивного поведений, нарушений пищевого поведения, сексуальных девиаций и перверсий, алкогольной и наркотической зависимостей, сверхценных психологических и психопатологических увлечений, коммуникативных девиаций и др. Отдельные главы посвящены этнокультуральным, тендерным, возрастным и профессиональным девиациям поведения, а также отклоняющемуся поведению хронически больных. Приводится описание основ комплексной терапии и коррекции поведенческих девиаций. Каждый раздел завершается тестами для программированного контроля знаний и списком рекомендуемой для самостоятельной подготовки литературы. Учебное пособие является первым издаваемым в стране вузовским учебником по психологии девиантного поведения и соответствует курсу по данной дисциплине и по разделам клинической психологии. Оно может использоваться студентами, изучающими социальные, психологические и медицинские науки, а также врачами-психиатрами, психотерапевтами, клиническими (медицинскими) и практическими психологами, педагогами, социальными работниками для самостоятельного освоения данного курса.
В книге описаны основные подходы к психологической помощи детям и подросткам с расстройствами в поведении и направления психологического консультирования, коррекции, сопровождения детей и подростков с учетом формы расстройств, клинико-психологических и индивидуально-психологических характеристик.
Особое внимание уделяется работе с семьей и близким окружением детей и подростков. Представлены приемы, направленные на формирование коммуникативных навыков, эмоционально-волевую регуляцию поведения, расширение репертуара поведенческих реакций.
Пособие рекомендуется не только клиническим психологам, но и педагогам, родителям, клиницистам и всем, кого волнует будущее ребенка и подростка, проблемы их развития и воспитания.
Первый российский учебник по гештальт-терапии, где подробно освещены теоретические и методологические основы этого направления (а также связь гештальт-терапии с психоанализом, экзистенциальной психологией, восточными духовными практиками и др.), процесс гештальт-терапии (с множеством примеров из практики), особенности терапевтических отношений.
Наталья Лебедева и Елена Иванова — первые российские гештальтисты, удостоенные в 2001 году Европейского Сертификата Психотерапевта.